Если вы задались целью сжечь электродвигатель, то вам повезло; мотор не самый надежный элемент в электроприводе и вывести его из строя не доставит особых хлопот. Тем не менее, чтобы сэкономить ваше время, мы собрали наиболее действенные советы проверенные временем и опытом как обычных пользователей так и профессионалов.
На этапе выбора электродвигателя главное - экономия. Поэтому, если для вашего механизма нужен двигатель на 4 киловатта, лучше купить более слабый (и более дешевый!), например на 3 или даже на 2,2 киловатта. Потянет ли он? Конечно, потянет. Если не верите, то спросите любого строителя-бетонщика. В бетономешалку рассчитанную на 20 литров, они только одной воды заливают около 30 л. Плюс мешок цемента, плюс песок, плюс щебень. Если емкость со всем этим добром не может сделать полный оборот - просто помогают ей прокрутиться руками. Ну, принцип вы поняли. Слабый двигатель потянет; а если не потянет, то поможете ему руками (и не плохие деньги сэкономите).
Во-вторых - никогда не подбирайте двигатель по скорости вращения ротора как указано разработчиком. Например, если для вашего станка нужен электромотор на 1500 оборотов, то не морочьте себе голову и берите любой что есть в наличии - на 3000, 1000 или даже на 750 оборотов. И не заморачивайтесь что электродвигатель будет выполнять работы больше в два раза. Гарантируем - так двигатель выйдет из строя гораздо быстрее. Будьте креативными в конце концов!
Также не советуем уточнять присоединительные размеры двигателя; устанавливайте в механизм двигатель любого размера. Если не будет влезать - поможет болгарка или кувалда.
Вот наконец-то вы приобрели двигатель, настало время его неправильно установить.
Помним первое правило - чтобы сжечь двигатель, нужно больше тепла. Поэтому устанавливаем его в маленьком закрытом пространстве для снижения обдува. Можно даже чем-то укутать. А еще лучше изменить крыльчатку охлаждения на меньшую или вообще снять. Тогда ваш двигатель модернизируется в двухвальный. Один вал спереди, другой сзади, где был вентилятор. Гениально! Как тебе это, Илон Маск?
Второе правило - насадка шкива. Если вам нужно насадить шкив на вал двигателя, то забудьте про разные умные советы; "графитовая смазка", "бить легкими ударами через специальную прокладку" - это все не для вас. Ваш главный инструмент - кувалда!
А с какой силой нужно ею бить? Правильно, чем сильнее - тем лучше. Идеальным считается вариант, когда после удара по валу, ротор, выламывая задний подшипниковый щит, вываливается с другой стороны.
Если вам не повезло и после всех пыток ваш двигатель не сломался, то переходим к следующему шагу…
Что делать с двигателем на этом этапе? Правильно, не верно его подключить.
Первое что мы должны попытаться сделать - расположить механизм вместе с двигателем как можно дальше от точки питания; чтобы длина кабеля дала нам возможность создать просадку по току. И раз мы уже затронули тему кабеля, берем самый дешевый и гораздо тоньше чем рекомендуется по ГОСТу (рекомендации по кабелю для трехфазных двигателей в таблице ниже).
Мощность двигателя |
Разрез жилы (медь) |
до 4кВт | 1,5 мм2 |
4кВт – 5,5кВт | 2,5 мм2 |
5,5кВт – 7,5кВт | 4 мм2 |
7,5кВт – 11кВт | 6 мм2 |
11кВт – 15кВт | 10 мм2 |
15кВт – 18,5кВт | 16 мм2 |
18,5кВт – 22кВт | 25 мм2 |
22кВт – 30кВт | 35 мм2 |
30кВт – 37кВт | 50 мм2 |
37кВт – 45кВт | 70 мм2 |
45кВт – 55кВт | 95 мм2 |
Схема подключения? Ни в коем случае. Даже не смотрим на табличку (на которой указано как подключается данный двигатель - в "треугольник" или в "звезду"). Реальная история:
Ну, не будем спорить со старшим поколением и втулим все двигатели "в звЯзду". Вроде бы неплохо получилось.
Последний штрих - концы кабеля, которые подсоединяются к клеммной панели, не будем ни паять ни добавлять к ним наконечники. Просто прижмем шайбами чтобы со временем рассатались а может и вовсе какая-то отвалится. Ну а что? Говорят, "патлы" сейчас в моде.
Защита двигателя? Ни в коем случае. Тратиться на тепловые реле, на защиту от перекоса и потери фазы... Нет, и еще раз нет. Не для того мы здесь собрались.
После всех наших советов вы включили свой электродвигатель а он работает? Странно... Давайте исправлять. Переходим на следующий этап.
Лайфхак номер один. Смотрим в ГОСТ 183-74. Режим работы S1 "включение-выключение двигателя не более двух раз в час". Включаем двигатель, через две минуты выключаем. Снова включаем. И снова выключаем. И так 74 раза за час. Это и вправду довольно весело.
Лайфхак номер два. Во время работы двигателя, для снятия замеров таких как его температура, ампераж и вибрация, используем прикладывание рук к корпусу. Все те мультиметры, токовые клещи и прочее барахло - просто лишняя трата денег. Думаете мы шутим? Вовсе нет. Половина владельцев двигателей именно так и делает. Чем вы хуже? Приложили руки к мотору - определили его температуру, силу вибрации и ток холостого хода. Нострадамус и рядом не валялся.
Также не забываем (точнее забываем) за добавление смазки на подшипник после 9000 часов работы. И на деньгах сэкономим и двигатель затарахтит новыми октавами.
Если и после этого двигатель у вас не сгорел, то просто вынесите его под дождь без навеса и оставьте на несколько недель. Точно выйдет из строя. Гарантируем.
Наконец ваш двигатель сгорел, сломался или просто вышел из строя. Что делать дальше? Все просто - сразу звонить продавцу и доказывать что вы ни при чем. Мы подобрали для вас ТОП-3 лучших отмазок:
*Эта статья носит информативно-развлекательный характер и призвана обратить внимание владельцев на основные правила эксплуатации электродвигателей.
Компания ООО МНП "Промэлектро" и торговая марка "ТМ Мотор" желает вашим двигателям долгой службы и правильного обслуживания.